Репетиции, пошаговые проверки и обеспечение действий по безопасности. Репетиции являются самой важной частью процесса планирования, точка. С помощью репетиций можно решить все узкие вопросы, развести противоречия, устроить перекрестную проверку и уточнить необходимый объем подготовки. Это утверждение наверняка вызовет гнев у всех вооруженных планшетками наблюдателей-посредников и штабных фанатиков, кто успел убедить себя, что любую тактическую ошибку можно исправить дополнительным планированием. Я придерживаюсь иного взгляда на вещи. К сожалению, на практике репетиции заканчиваются сбором и перегруппировкой после атаки или обороны, и почти никогда не затрагивают следующие за ним мероприятия по обеспечению безопасности. Если рассматривать противо-разведывательную битву как естественное звено между прошлой задачей и новой задачей, то мы получим, по крайней мере, рамочный план, который можно уточнить при необходимости. Также, не забывайте о боевых множителях. Координируйте действия с артиллерийским огнем, средствами РЭБ, зенитной артиллерией, снабженцами и т.д. Предусмотрите достаточное количество дублеров, и тогда в случае отсутствия исполнителя (ключевого человека или подразделения), его место занял другой.
Силовое охранение. Не заставляйте ваших солдат тренировать те навыки, которые не понадобятся им в бою. Любые условности при проведении маневров следует всячески порицать, и командиры всех уровней должны отслеживать подобные проявления. Разведчики, высланные за передний край, должны находится в радиусе досягаемости артиллерии. Это касается не только наземных разведгрупп, но и воздушных наблюдателей. Кроме того, всегда учитывайте продолжительность выполнения задачи, и планируйте поддержку и эвакуацию разведгрупп соответственно. В разрезе этой дискуссии более важно, что существует прямая взаимосвязь между охранением и противо-разведывательными действиями, призванными воспретить противнику сбор информации о дружественных войсках. Эффективная система безопасности и охранения крадет инициативу у вражеского командира. Успех или провал разведки, вне зависимости о ком идет речь, как правило, предопределяет исход последующего боя. Например, в нашем случае, провал разведки заставит ОПФОР атаковать в невыгодных условиях, и увеличит живучесть и устойчивость БЛЮФОР.
Стандартные процедуры, управление боем. FM 25-100 требует, чтобы вся активность организации осуществлялась в пределах так называемого «пояса идеальности». По сути это значит, что подразделение может довольствоваться 80% готовности результатов, но не достигнуть 100% в нескольких показателях одновременно с многочисленными провалами. Очевидно, что ограничивающим фактором для достижения единого уровня готовности является, в первую очередь, время. В противоречии этому требованию доктрины, маневры в CTC постоянно ставят войска в условия, когда пик активности достигается только на время маневренного боя. По его завершению следует перегруппировка, дегазация и дезактивация в случае необходимости, и подготовка к следующему бою, который обязательно случится в пределах 48 часов. Этот период перегруппировки и восстановления длится, как правило, 12 часов или дольше. Во время этого периода БЛЮФОР наиболее уязвимы для разведки и проникновения ОПФОР. У этой проблемы не существует простого решения, однако она и не является неразрешимой. Во-первых, весь личный состав должен четко понимать, что работа S2 безусловно облегчает проведение противо-разведывательных действий, но обеспечением безопасности должны заниматься все. ОПФОР рассматривают безопасность как вид боя. Обстановка по мероприятиям безопасности отражена на карте начальника оперативного отдела (S3 соотв. части). Командир и задействованные в охранении части поддерживают между собой постоянную связь. Каждое подразделение и каждый солдат осведомлены о своих обязанностях, и выполняют их с почти религиозным рвением. Вражеские разведывательные группы настойчиво выявляются, преследуются и уничтожаются. Пока командование ОПФОР занято послебоевой перегруппировкой и другими задачами, организацией и осуществлением безопасности заняты капитаны. Чтобы меры по обеспечению безопасности достигли успеха, нужны дисциплинированные войска, сосредоточенное управление, простой и одновременно выполнимый план, и контроль обстановки на поле боя.
Завершающие тезисы.
Оценивать результаты маневром в СТС следует с осторожностью; не стоит думать, что они отображают результат настоящего боя со 100% точностью. Неоспоримо, что СТС вообще, и NTC в частности, существенным образом увеличивают эффективность тренировок и боевую готовность наших войск. И все же выводы, сделанные на основе маневров в СТС, нельзя принимать за факты, подтвержденные и доказанные боевым опытом. Грубо говоря, СТС представляют собой просто лазертаг в больших масштабах. Несмотря на весьма серьезные усилия, СТС не могут ни воссоздать, ни адекватно симулировать моральную составляющую конфликта. История показывает, что боевая эффективность войск может быть серьезно увеличена с помощью усовершенствованного оружия и систем связи, управления и контроля, но моральная составляющая конфликта остается на первом месте. Моральные и ментальные последствия боя отображаются через нее. Поражение в СТС означает мигающую лампочку CVKI (combat vehicle kill indicator) и тяжелую работу по восстановлению. Поражение в настоящем бою означает гибель солдат и проваленную задачу. СТС не могут отобразить моральный урон и парализующий эффект, который испытывают солдаты под сосредоточенным артиллерийским обстрелом. Кроме того, весьма сомнительно, что в реальной ситуации кто-то из командиров Армии оставит на поле боя часть, уже сократившуюся до 5% своего состава. Очень сомнительно, что какой-либо из наших бригад придется выполнять такое количество разнообразных боевых задач за такой короткий промежуток времени, как это делается в СТС. Однако, я не считаю принятую в СТС методику обучения ошибочной. Наша программа боевой подготовки нуждается в таких маневрах. Однако, результаты маневров следует оценивать осмотрительно. Если мыслители, на основании маневров в NTC, делают выводы о несовершенности нашей доктрины, тактики и методов планирования, возможно, они упускают из виду суть.
Хотя нам стоит отрабатывать все фазы действий по обеспечению безопасности, упор следует делать на их обеспечении и исполнении. Бесконечное улучшение планов не поможет найти ответ. Не все поражения в ходе учений происходят от ошибок планирования. Конкретная и при этом сравнительная простая типовая методика планирования, объединенная с дисциплинированным личным составом, помогут разрешить мистическую загадку противодействия вражеской войсковой разведке. Эта статья написана с целью сформулировать методику подобного решения.