Sep. 11th, 2019

t_bone: (Default)
Знаете, что завтра будет за день? Не знаете, так я расскажу. Ранней осенью, 12 сентября примерно 2,5 килолет назад (а точнее 2509) союзное войско афинян и платейцев убедительно разгромило на своем поле персидскую карательную экспедицию. Случилось это на заболоченном берегу у местечка под названием Марафон.

В ретроспективе эта битва окончательно разорвала отношения между конгломератом городов материковой Эллады и державой Ахеменидов, которые и без того были напряженными после поддержки Афинами восстания ионийских греков. В близкой перспективе это привело к вторжению Ксерска в Грецию десятью годами позже (Фермопилы, Саламин, Платеи и далее по тексту), с последующей греческой Реконкистой во Фракии, на Родосе и островах Эгейского моря. Греко-персидские терки с тех пор продолжались еще почти полтора века, с взаимными рейдами, морскими экспедициями, инспирированными восстаниями, финансированием оппонентов и запутанной дипломатией. Греческие политические беженцы проторили дорожку за убежищем к персидскому двору. Спартанский (вернее, пелопонесский) флот Лисандра, наконец-то сломивший афинское морское превосходство в Ионическом море, был построен и содержался на персидские деньги.
Мильтиад, один из 10 афинских стратегов в 490 году до н. э. и ведущий актор победы при Марафоне, до того был успешным военачальником при дворе Дария.
То есть значение Марафона как определяющего столкновения двух цивилизационных укладов, "варварского" Востока и "просвещенно-демократического" Запада во многом умозрительно. Эллины и мидийцы жили и воевали друг с другом задолго до и на века после этой битвы. Афины были сожжены персами десять лет спустя - что не помешало союзу греческих полисов (а вернее, примерно половины таковых - вторая половина радостно присоединилась к персам) одержать победу при Платеях.

Сугубо в военном деле Эллады, однако, значение Марафона неоспоримо.



"Несмотря на совершенствование снаряжения, архаические греки продолжали сражаться тем же способом, что описал Гомер. Бой был "массовым поединком" а не "поединком масс". Выражаясь точнее, битвы не велись в узком кругу чемпионов перед фронтом безымянных и пассивных сторонников. Количество людей имело значение. Однако они не сражались в тесном строю, единой массой. Вместо этого, они бросались вперед, откатывались и контратаковали россыпью, причем сквозь промежутки между сражающимися могли проходить всадники и, возможно, даже колесницы. Храбрецы двигались вперед; уставшие, запуганные и раненные отходили назад. В исключительных случаях, вроде стычки за тело погибшего воина или при прорыве сквозь пролом в стене, группа воинов могла сплотится в единый строй. Кругом летали дротики, стрелы и камни, выпущенные и брошенные как теми, кто искал схватки в первых рядах, так и более робкими позади. В таких  "текучих" битвах не было решающего момента.

Затем пришел Мидянин. В 490 г до н э, при Марафоне, афиняне выступили против более многочисленного персидского войска. Им был хорошо известно, как именно сражаются персы - об этом афиняне знали из первых рук, после опыта восстания ионийских греков несколькими годами ранее, когда их обратили в бегство в битве при Эфесе. Они знали, что персы предпочитали ослабить врагов градом стрел перед атакой. При Фермопилах, спустя десять лет, персы бахвалились тем, что древки выпущенных стрел закроют солнце - что привело к известной ответной шпильке Дейнекия "Хорошо-то как, стало быть, подеремся в теньке". Потому афиняне решили вооружится исключительно для рукопашного боя и атаковать на бегу... И таким образом, при Марафоне, афинская атака обратила в бегство крылья персидского войска.

Этот опыт вдохновил афинян поменять стиль сражения. Они осознали физическую и психологическую мощь массированной пехотной атаки и с тех пор продолжили исключать не-гоплитов из общей фаланги. При этом они оценили значение организованных подразделений  всадников и лучников. Очень скоро они создали многочисленную кавалерию и организовали контингент лучников, причем именно афинский лучник убил командира персидской кавалерии  Масистия при Платеях. К 431 г до н э, Афины располагали даже конными лучниками, выдающиеся свидетельство "оперсивания".

С другой стороны, афинские гоплиты, особенно после сражения при Саламине, воспринимали Марафон как образцовое сражение, квинтэссенцию идеальной военной победы. "Нам известно", как пишет Nicole Loraux, "что к V веку до н. э вся идеологическая структура строилась вокруг Марафона, в противовес Саламину, этой победы гребцов". Платон в своих "Законах" не только утверждает, что наземная битва при Марафоне начала очищение Греции, а битва при Платеях завершила его, но и идет дальше, заявляя, что эти битвы сделали греков лучше, а морские победы при Артемизии и Саламине навредили им. Мы можем проследить эту идеализацию Марафона в 420 г до н. э, когда Аристофан прославлял Марафономахой, в 450 г до н. э, когда эпитафия Эсхила упоминала его храбрость при Марафоне, и далее к 460 г до н. э, когда афиняне воздвигли памятник на месте сражения.  Возможно, в 460-х, по наущению сына Мильтиада Кимона, несколько строк, посвященных храбрости героев Марафона было добавлено к эпиграмме в честь сражавшихся при Саламине. Гоплиты настояли, чтобы память о Саламине не затмила Марафон.

В свою очередь, лакедемоняне посетили место Марафонской битвы и наверняка спросили афинян, каким образом они победили. Судя по свидетельству Геродота о Фермполах, лакедемоняне продолжили использовать "текучий" боевой порядок с большой эффективностью. Они много раз пускались в ложное бегство, чтобы атаковать и перебить варваров, как только те растягивались для преследования. Битва за тело Леонида описана вполне в стиле Гомера, тогда греки четырежды отражали натиск персов прежде, чем смогли оттащить тело в тыл. Но по времени Платей, 479 г до н. э, уважение к афинскому стилю боя успело распространиться и на лакедемонян, поскольку их царь Павсаний предложил афинянам поменяться местами на почетном правом фланге против персов, причем именно со ссылкой на опыт Марафона. Позже, в сражении, он попросил поддержки афинских лучников. В бою персидские лучники пускали стрелы из-за барьера из плетеных щитов вплоть до момента греческой атаки. Неспособные отступить - возможно, из-за сильной скученности - персы отбросили луки и защищались врукопашную, бросаясь в бой поодиночке и мелкими группами. Таким образом, греки победили благодаря наступлению en masse и решительной рукопашной, точно так же, как афиняне сделали при Марафоне. Эти две великие победы, Марафон и Платеи, поразили коллективное сознание гоплитов".
Peter Krentz, Fighting by the Rules: The Invention of the Hoplite Agôn.
t_bone: (Default)
У фейсбуці 93 ОМБР цікаве інтерв'ю, говорить начальник цивільно-військового співробітництва Об’єднаного оперативного штабу Збройних Сил України Віктор Кевлюк. Розмова йде щодо підсумків  цьогорічних навчань Combined Resolve.

www.facebook.com/93OMBr/posts/1096557797207676


Все розбирати не буду, тіки головне:

- Що вас найбільше вразило під час навчань?
- Взаємна повага між колегами, командиром і підлеглими, зарядженість на вирішення проблеми, простота адміністрування, глибина довіри.
[Виразно дивиться навкруги]

- Що можна вважати тією планкою, сягнувши яку, українська армія може сказати: «Ми воюємо за стандартами НАТО»?
- Планок «ми - як НАТО» існує кілька. Досягнення сумісності передбачає багато заходів. Але, на мою думку, головні індикатори такі:
- однакові штабні процедури;
- однакові калібри зброї;
- однакові/сумісні засоби зв’язку, сумісність програмного забезпечення систем підтримки прийняття рішень;
- лінгвістична сумісність від сержанта до генерала.
Коли ставимо тут чотири птички «виконано», можна говорити «ми воюємо як прийнято в НАТО».
[Якщо буде 1,3 та 4, до біса ті калібри зброї. Крім того, я би сказав, що знання англійської лише до рівня сержантського складу недостатньо - хоча б тому, що англійську сержантські курси не можуть та не повинні. В сучасних умовах англійську щонайменше на побутовому рівні повинні знати всі солдати та лідери, які під час виконання службових обов'язків можуть опинитися наодинці - тобто лідери відділень, шофери і 100% зв'язку та розвідки.]


- Що кожен військовослужбовець на своєму рівні може зробити, аби через певний час наша армія перетворилася на армію НАТО?
- Вивчити англійську мову принаймні на функціональному рівні;
- опанувати засоби зв’язку, які є у нас і в арміях НАТО;
- поважати Закон, підлеглих, колег;
- професійно ставитись до військової служби.
Цього буде достатньо, аби наше військо якісно змінилося зсередини.
[Виразно дивиться навкруги-2]


- Взаємодія організовувалась на рівні від бригади до відділення на саморобних макетах, створений з підручних матеріалів. Розмежувальні лінії та рубежі дуже добре виходило робити з туалетного паперу.
[Репетиції на макетах треба запроваджувати незважаючи на опір за будь-яку ціну]


Що мені не сподобалось:
Пишуть, що пан Кевлюк виступав у ролі начальника G9 Multinational division HICON. Це, хто не знає, головний з Civil-military co-operation. Це то, шо в наших умовах на Донбасі має надзвичайну важливість.
Якого, перепрошую, хера, було питати про побутові умови, про казарми, про робочу атмосферу штабу, про харчи та іншу побутову поєбень? Про це може сказати рядовий. Офіцеру треба ставити профільні запитання.

Profile

t_bone: (Default)
T-Bone

July 2025

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223 242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 12th, 2025 11:40 pm
Powered by Dreamwidth Studios